Что такое интернет зависимость у подростков

Признаки интернет-зависимости у подростков

Интернет-зависимость у подростков определяется значительно чаще, чем у людей старшего возраста. Это связано с доступностью веб-ресурсов, которые содержат множество информации и развлечений. Спровоцировать погружение в сети может отсутствие родительского внимания, проблемы в общении со сверстниками или обучении, отсутствие увлечений. Определение симптомов зависимости позволяет своевременно провести необходимое лечение и сохранить психическое и физическое здоровье подростка.

Признаки зависимости

Интернет-зависимость у подростков имеет выраженную клиническую картину, которую может распознать каждый родитель и принять необходимые меры по купированию заболевания. Интернет-аддикция нарушает функции нервной системы, а также изменяет когнитивные способности.

У детей и подростков возникает зависимое состояние, при котором его ничего не интересует кроме различных игр и социальных сетей. Зачастую такое состояние характерно лицам, склонным к психической неуравновешенности.”

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Психологические

Психологические признаки интернет-зависимости у подростков формируются быстро, что связано с несформированностью психики. Выделяют следующие симптомы:

  • Утрата контроля над временем, проведенным в сети. Подросток входит в интернет на 5 минут, где в итоге проводит не один час. Это может происходить целенаправленно или на подсознательном уровне – ребенок старается скрыться в виртуальном мире от реальных проблем.
  • Игнорирование физиологических потребностей – подросток пренебрегает потребностью в пище, туалете или гигиенических процедурах. Частые сдерживания позывов в туалете, несвоевременный прием пищи и пренебрежение личной гигиеной становится причиной осложнений со стороны физиологического здоровья, заболеваний, которые часто приобретают хроническое течение.
  • Отказ от социальной ответственности – виртуальное общение с друзьями выходит на первый план, подросток перестает общаться с друзьями в реальной жизни, теряет интерес к занятиям различного рода.
  • Приподнятое психоэмоциональное состояние во время интернет-серфинга и невозможность прервать пребывание во всемирной паутине. Агрессивность и раздражительность появляются, когда родственники или друзья прерывают пребывание в режиме онлайн.
  • Ложь о характере деятельности в интернете и количестве времени, проведенного в онлайне. Подросток устанавливает множественные пароли для входа, постоянно чистит историю. Это нередко становится причиной общения с сомнительными друзьями, которые подталкивают подростков к необдуманным поступкам. Известно много случаев самоубийства, которые связаны с общением в интернете.
  • Бессонница и ухудшение качества сна. Поначалу подросток перед сном много времени проводит в интернете, но с течением времени интернет настолько его поглощает, что становится причиной сокращения времени для сна. Недостаток ночного отдыха в долгосрочной перспективе нарушает процесс засыпания, вызывает бессонницу и кошмарные сновидения. При этом дефицит сна делает подростков более уязвимыми и усиливает зависимость.

Патологическое увлечение интернетом неуклонно вызывает проблемы в учебе, семье, с друзьями. Постепенно приводит к утрате коммуникативных способностей в реальной жизни, ухудшению концентрации внимания и памяти, нарушением мыслительной работы.

В тяжелых случаях к описанной клинике присоединяется феномен персонификации. Это тяжелое психическое расстройство, которое проявляется одушевлением компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Физические

Физические признаки интернет-зависимости у подростков формируются позже психологических. Становятся осложнением длительного, часто некомфортного, пребывания перед монитором компьютера или смартфона. Родителям следует обратить на следующие симптомы:

  • Карпальный туннельный синдром или синдром запястного канала. Патология характеризуется болью и онемением пальцев кисти, в результате сдавливания срединного нерва между костями поперечной кистевой связкой и сухожилиями мышц.
  • Головокружение и головные боли мигренозного характера, которые носят постоянный характер, и связаны с постоянным перенапряжением перед монитором.
  • Боль и дискомфорт в области шейного отдела, спине, которые приводят к сколиозу, остеохондрозу, артрозу. Симптомы возникают в результате длительного сидения в одной позе, перенапряжения мышечного аппарата.
  • Ухудшение качества зрения, воспаление конъюнктивы глаза, постоянное покраснение склер.
  • Отечность нижних конечностей, варикозное расширение вен, в результате передавливания сосудов во время продолжительного неподвижного сидения, что приводит к нарушению кровотока и застою жидкости.

Методы борьбы

Интернет-зависимость у подростков не может оставаться без лечения, так как провоцирует тяжелые когнитивные дисфункции, асоциальность. Несформировавшаяся психика детей на фоне проблем, связанных с аддикцией может привести к появлению суицидальных мыслей, которые при импульсивности могут воплощаться в жизнь. Родителям необходимо вовремя распознать проблему и принять необходимые меры по ее устранению.

Подростки часто воспринимают обращения родителей крайне враждебно, а сами взрослые навсегда могут найти подход к своему чаду. Поэтому следует сразу обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Перед первым визитом к специалисту с ребенком родителям необходимо встретиться с ним без подростка, обсудить существующие проблемы. Также психолог поможет найти способ привлечь подростка к беседе, исключая агрессивное настроение.

Психотерапия

Это один из признанных и эффективных методов борьбы с зависимостью. Работа с психологом (психотерапевтом) предполагает беседу, в ходе которой специалист определяет комплексы ребенка, психические травмы, внутрисемейные проблемы, которые стали причиной аддикции. Врач помогает осознать опасность увлечения. После успешного признания зависимости психолог стремится закрепить достигнутый результат новыми увлечениями, которые будут мотивировать подростка, повышать его самооценку, волевые качества.

Также важна коррекция семейных отношений – в большинстве случаев дети «уходят» в интернет от реальности, в результате непонимания со стороны родителей или жестких требований к поведению. Нередко ситуация обратная – подросток «зависает» в сети, в результате вседозволенности, чрезмерной занятости родителей, безнаказанности. В ходе семейных бесед психолог помогает наладить отношения и обрести подростку эмоциональную поддержку от близких людей.

Гипноз

К гипнозу как к методу лечения интернет-зависимости психотерапевты прибегают достаточно редко. Психика в этом возрасте уязвима и любое вмешательство может как улучшить состояние пациента, так и усугубить его. На такой решительный шаг должны дать разрешение родители и согласиться сам ребенок. Гипноз основывается на нейролингвистическом программировании – больного вводят в легкий транс. В таком состоянии удается сформировать и закрепить установку на выздоровление и поиск новых увлечений.

Дополнять лечение специалисты могут медикаментозными препаратами, которые позволяют откорректировать психоэмоциональное состояние, справиться с психозами и бессонницей.

Психотерапия дополняется БОС-терапией, диетотерапией и лечебной физкультурой. Правильное питание и занятие спортом позволяют нормализовать обменные процессы, психоэмоциональное состояние и справиться с некоторыми осложнениями.

Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!

Каждый день может стать последним!

  • Круглосуточно
  • Анонимно
  • Бесплатно

Советы психологов родителям

Болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому психологи рекомендуют родителям вооружиться следующими советами:

  • Станьте для ребенка другом. Беседуйте с ним. Готовьтесь вместе к праздникам, урокам.
  • Найдите общее увлечение, не связанное с интернетом. Это могут коньки, шахматы, плавание, бег, велопрогулки.
  • Проводите несколько дней в месяц в режиме оффлайн. Делать это следует мягко и ненавязчиво. Можно внезапно поехать в поход или в гости к родственникам, где нет интернета.
  • Организуйте праздник или пригласите друзей в гости, у которых есть дети такого же возраста. Запишите ребенка в секцию. Частое общение со сверстниками позволяет выстроить коммуникативные навыки и переключиться на реальное общение.
  • Не нарушайте личное пространство ребенка. Не нужно рыться в его вещах или подслушивать разговоры.
  • Объясните подростку, что в сети бывает опасно и при появлении сомнительных «друзей» необходимо рассказать об этом взрослым.
  • Контролируйте время, проведенное за компьютером. Здесь важно предварительно согласовать график пребывания в режиме онлайн, как свой, так и ребенка.

Выводы

Интернет-зависимость у подростков диагностируется значительно чаще, чем у других групп населения. В этом возрасте пристрастие формируется быстро и так же стремительно вызывает множество осложнений, связанных с угнетением когнитивных функций. Зависимость от сети имеет ярко выраженные симптомы, которые при появлении не должны оставаться незамеченными. Следует помнить, что интернет-зависимость – это не подростковая проблема, которая проходит с возрастом. Это болезнь, требующая срочного вмешательства и лечения.

“Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Компания не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте https://nasrf.ru/

Напоминаем, что мы против распространения, продажи и приема психоактивных веществ.

Незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные сбыт и пересылку растений, содержащих наркотические средства / психотропные вещества карается в соответствии с законом 228.1 УК РФ.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ карается в соответствии с законом КоАП РФ Статья 6.13.”

Читайте также:  Метеозависимость: симптомы, лечение

Проблема интернет-зависимости среди подростков

Дата публикации: 24.11.2014 2014-11-24

Статья просмотрена: 14730 раз

Библиографическое описание:

Репина М. А., Федоров А. Ф. Проблема интернет-зависимости среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 662-664. — URL https://moluch.ru/archive/79/13878/ (дата обращения: 13.03.2020).

Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. На современном этапе активно обсуждаются актуальные проблемы психологии зависимости, которые связанны с попытками выделения поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведётся на обсуждении проблематики зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос об абсолютных различиях в способах «ухода» из реальной жизни в мир виртуальный путем изменения состояния сознания человека.

Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полноценную систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.

Причины возникновения такой интернет — зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями. [3]

Подросток — это постоянно развивающая личность, которая ищет ответы на жизненно-важные для него вопросы: «Кто я?”, «Зачем я?”, «Для кого я?” и «Каков я?”. В подростковом возрасте индивид выходит на совершенно новую социальную позицию, в то время, как у него формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как будет протекать его социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в том, как сформируются его социальные установки.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [1]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем у подростков: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка [4].

Чувство постоянной нужды к пользованию интернетом может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим некоторые из них.

1. Хакерство. Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.

2. Игровая деятельность. Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами. Существуют методики, с помощью которых можно определить, является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость.

3. Коммуникативная деятельность в Интернете. Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, во многом разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [2].

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности подростка, преобразования деятельности, опосредствованной взаимодействием с Интернетом. Для В. Л. Малыгина, Н. С. Хомерики и Е. А. Смирновой факторы риска формирования «интернет-зависимости» связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Практическое исследование проводилось в городе Владимире в СОШ № 40 среди подростков 14–15 лет, учащихся в 8б и 8д классах. Выборка составила 47 человек.

Первой используемой нами методикой стал модифицированный тест-опросник Кимберли Янг, переведённый на русский язык и адаптированный В. Лоскутовой. Сам тест содержит 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов на каждый из них (рис. 1). Он направлен на выявление «интернет-зависимости» и определение её степени. Мы выбрали эту методику, так как полагаемся на опыт доктора Янг, которая на протяжении многих лет занимается данной проблемой.

На основании результатов, полученных по методике К. Янг, можно увидеть, что всего лишь 4 % опрошенных подростков не имеют «интернет-зависимости». Следовательно, можно сделать выводы о том, что:

1. Интернет-зависимость присуще 96 % респондентам.

2. Высокая степень интернет зависимости наблюдается у 67 % опрошенных подростков.

3. Лица, имеющие низкую степень интернет-зависимости и лица, не подверженные ей вовсе, составляют всего 20 % от общего числа опрошенных.

Следующая методика — «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова, составленный им в 2004 году и позволяющий определить наличие интернет-зависимости у подростка и выявить причины её появления. Он включает в себя так же 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов. появления (рис. 2). Данная методика показалась нам наиболее современной, с новыми отредактированными вопросами, которые облегчают подростку понимание вопроса.

По интерпретации результатов, полученных с помощью методики «Тест на выявление интернет-зависимости среди подростков» С. А. Кулакова можно говорить о том, что:

1. Многие ученики имеют домашний компьютер с выходом в интернет.

2. Преимущественно компьютер используют для развлечения — 35 %, для учебы — 20 % опрошенных.

3. 79 % старшеклассников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье.

4. У 86 % подростков наблюдается синдром «интернет-зависимости».

5. 87 % «зависимых» подростков отрицают свою «зависимость», объясняя это отсутствием увлечений;

6. Подростки с синдромом интернет-зависимости, согласные с результатами теста, не считают необходимостью сокращать своё времяпрепровождение в интернете.

По проведённой методике «Анкете идентификации интернет зависимости» В. А. Буровой, можно сказать следующие выводы:

1. Уровень интернет-зависимости у подростков проводимых большую часть времени дома чрезвычайно высок (93 %).

2. У 25 % подростков, посещающих клубы по интересам и секции низкий уровень игровой зависимости.

3. Средний уровень зависимости наблюдается у 36 % подростков, проводящих своё свободное время с друзьями.

Исходя из полученных выводов, можно говорить о том, что на современном этапе подросток основную часть своего свободного времени предоставлен себе; сам выбирает как, где и с кем ему удобно провести время. И зачастую этот выбор падает на Интернет, что, как мы уже выяснили, приводит к появлению синдрома «Интернет-зависимости».

1. Баллонов, И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. — 245с. –ISBN 958–75–5849–576

2. Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948

3. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с. — ISBN 5–347–83–924

4. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с. –ISBN 9876–5-685–78694

Интернет зависимость у подростков

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Читайте также:  Зависимость от компьютерных игр: как избавиться

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

  • ощущение эйфории в период нахождения в сети, а в момент отдыха от компьютерного общения тинейджер испытывает апатию к окружению;
  • человек перестает выходить на улицу;
  • подросток не встречается с друзьями, теряет контакты со всеми знакомыми людьми в реальной жизни;
  • постоянно ведет разговоры об интернет технологиях, о сайтах, которые он посетил;
  • потеря режима жизни, времени;
  • снижение двигательной активности;
  • проблемы в учебном заведении из-за невнимательности и неуспеваемости.

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня – один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Как избавиться от интернет-зависимости у детей и подростков

Современные дети все реже играют на улице и все чаще «сидят» в Интернете. Преодолеть зависимость от гаджетов сложно, но есть способы, помогающие ее избежать. Об этом и будет идти речь в данной статье.

Грамотное использование информации из всемирной сети может оказать положительное влияние на развитие детей. Но несмотря на то, что сейчас существует большое количество образовательных и развивающих web-программ, интернет становится серьезной проблемой — источником зависимости и нарушения в поведении.

Какая бывает зависимость?

  • Веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.
  • Виртуальное общение: знакомства, чаты, сообщества и т.п.
  • Онлайн-игры.

Признаки интернет-зависимости у детей и подростков

Даже когда ребенок проводит за компьютером несколько часов, это еще не значит, что у него зависимость. Бить тревогу надо, если малыш начинает странно себя вести, стоит только забрать гаджет:

  • у него ухудшается настроение,
  • учащается пульс,
  • появляется звон в ушах,
  • не может усидеть на месте,
  • его бросает в жар или холод,
  • ладони потеют,
  • наблюдается упадок сил.

Помимо этого, у ребенка нарушается сон, падает интерес к происходящему вокруг, снижается успеваемость в школе.

Универсальных рекомендаций как бороться с напастью не существует.

зависимость можно вылечить только с помощью специалиста!

Проще предупредить ее появление, для этого требуются профилактические меры.

Мероприятия по профилактике интернет-зависимости у детей и подростков

1. Проанализируйте свое поведение, насколько вы зависимы. Дети — это имитаторы. Вечерами смотрите ленты новостей в соцсетях или играете on-line? Велика вероятность, что ребенок станет также проводить время.

2. Не делайте из компьютера приз. Не стоит угрожать ребенку лишением доступа в виртуальное пространство, если он плохо себя ведет.

Интернет — это способ получать информацию, лишь пункт в списке того, что можно делать в свободное время, но не награда.

И запомните: у малышей родители не отбирают гаджеты, а дают их на время. В личном пользовании техники быть не может.

3. Учите ребенка занимать себя. Речь не о том, что он должен лишиться свободного времени, проводя досуг в секциях. Кружки нужны, но они не могут конкурировать с компьютерной вселенной.

Отслеживайте, чем ребенку нравится заниматься, поощряйте увлечения. Заметили, что засматривается на воздушных змеев? Сделайте вместе свой, придумав модель необычной формы. Пусть малыш экспериментирует, творит свой собственный мир, а не погружается в виртуальный.

Информационная безопасность детей в интернете. Советы родителям

✔ Установите антивирус, чтобы защитить гаджеты от вредоносных программ и взлома аккаунтов.

✔ Расскажите ребенку об интернет-угрозах — вирусах, мошенничестве. Объясните, что разрешено, а что опасно делать. Например, нельзя указывать в соцсетях телефон, номер школы, добавлять в друзья незнакомых людей.

✔ Используйте программы для детской online-безопасности, они помогают оградить малышей от информации, не соответствующей возрасту.

✔ Установите лимит времени, которое ребенок может проводить в сети. Сделать это не трудно с помощью функций игровой приставки или программ родительского контроля.

Читайте также:  Как перестать материться

✔ Расскажите от кибербуллинге — травле в Интернете. Объясните, что в случае конфликта следует обратиться за помощью. Если малыш столкнулся с угрозой, успокойте его. Как можно скорее заблокируйте обидчика и сообщите о случившимся представителям соцсети. Помогите изменить настройки профиля, чтобы агрессор больше не беспокоил ребенка.

✔ Используйте функции Family Sharing. Они требуют вашего подтверждения для покупок в магазине приложений.

Интернет-зависимость у детей и подростков является серьезной проблемой современности. Ее можно смело относить к психологическим расстройствам. Чтобы избежать его, родителям надо быть достойным примером для своего ребенка. Здоровый образ жизни, активный отдых на свежем воздухе, увлечения творчеством и т.д. заложат в нем устойчивый противовес всяким негативным пристрастиям.

Вирус цифрового слабоумия болезнь 21 века

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков

Для любой семьи уход ребенка в виртуальный мир является трагедией. Причем часто виновны сами родители. Они дают ребенку смартфон или планшет, чтобы он не мешал им заниматься своими делами. Таким образом, у детей при непосредственном участии родителей формируется привычка развлекать себя с помощью компьютерных игр. Подобные увлечения впоследствии приводят к возникновению стойкой зависимости.

В 2010 году интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, в 2015 году – 78 млн человек, в 2017 году – 87 млн человек (73% населения), к середине 2018 года – более 90 млн человек (81% населения). Такой прирост неизбежно ведет к увеличению численности интернет-зависимых. ВОЗ уже признала интернет-зависимость болезнью.

Самым опасным является подростковый период. На нестабильный гормональный фон накладывается нехватка внимания родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. Подростки начинают уходить в виртуальный мир.

Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются. Они практически живут в виртуальной реальности.

Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки.

Статистика интернет-зависимости у российских подростков позволяет определить количество времени, проведенного в сети за день. С 2006 по 2010 год число подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сети.

Социальные сети стали настоящим стихийным бедствием. Их популярность в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попыткой самоутвердиться неизбежно ведет к возникновению зависимости.

Последствия жизни подростков в соцсетях:

  • отсутствие навыков жизни в реальном мире;
  • снижение способности рассуждать логически, критически оценивать информацию;
  • неадекватное поведение, непредсказуемые эмоции, нетерпимость, агрессия;
  • попытки суицида из-за несовпадения жизни в сети с реальностью.

Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени проведенного онлайн. Ниже представлены результаты опросов учеников 7–11 классов:

По результатам социологических исследований:

  • 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8–9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков.
  • Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
  • Более 80% российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне (в Европе только 8% детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности).
  • Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми.
  • Примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми и подростками. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн.

Имеется связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:

  • среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100%;
  • среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6% (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).

Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:

  • 100% независимых всегда планируют время;
  • среди слабозависимых таких 40%;
  • среднезависимых – 30%;
  • сильнозависимых – 3%;
  • у абсолютно зависимых это значение равно нулю.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если нет других средств поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, они обращаются к компьютеру.

Как распознать и вылечить интернет-зависимость у подростков

Их можно встретить везде: отрешенные, не отрывающие взгляда от монитора мобильного устройства, ушедшие в виртуальное пространство молодые люди, которых от любимого занятия не отвлекают ни толпы людей, ни шум автомобилей.

Зависимость от интернета среди детей и подростков в последнее десятилетие приобрела масштаб эпидемии. Миллионы детей проводят время в виртуальном мире, заменяющем им живое общение, книги, спорт, природу. Проблема осложняется тем, что интернет стал доступным не только на компьютере. Включив свой гаджет, ребенок в любое время, с любого места может выйти в сеть. Проконтролировать, какие сайты он посещает и сколько времени проводит в сети, родителям практически невозможно.

Интернет-зависимость у подростков относится к аддиктивным отклонениям поведения, сопровождается нарушением физического и психического здоровья, конструктивного мышления. Приобщаясь к виртуальному сообществу, ребенок теряет связь с действительностью, у него развивается иллюзорное восприятие жизни, часто он настолько вживается в образы онлайн-игры, что отождествляет себя с ее героем.

Если привязанность к интернету появилась у ребенка в раннем возрасте, подростковый период обострит проблемы, поскольку время взросления сопровождается резкой сменой гормонального фона, что отражается на психоэмоциональном настроении. Формирующаяся детская психика очень уязвима перед любой формой зависимости, а глобальная сеть предлагает неограниченный поток информации, развлечений, общения.

Киберзависимость, приводящая к различным отклонениям в поведении детей, имеет несколько форм:

  1. 1. Игровая. Однопользовательские и сетевые игры поглощают ребенка настолько, что стремление к достижению уровня или статуса в игре становится для него доминирующим. Учеба, отношения с друзьями и родственниками, другие увлечения отходят на второй план. Попытка оторвать ребенка от игры может вызвать агрессию и привести к неадекватным действиям, вплоть до актов насилия, с его стороны.
  2. 2. Информационная. Развивается чаще в подростковом возрасте. Тинейджер испытывает повышенную потребность в постоянном доступе к новой информации, иногда абсолютно бесполезной для него. В поисках новостей он проводит сутки напролет, забывая о еде, уроках, отдыхе. В итоге перенасыщение мозга информацией приводит к нервному перевозбуждению, раздражительности, нарушению сна, аппетита, головным болям.
  3. 3. Зависимость от социальных сетей. Поддерживая старые и приобретая новые контакты, подросток реализовывает потребность в общении, признании, получении информации о друзьях и знакомых. Когда здоровый интерес перерастает в болезненную необходимость постоянно быть на связи и без промедления отвечать на все сообщения, можно подозревать развитие зависимости.
  4. 4. Сексуальная. Нередко дети старшего и даже младшего возраста попадают в ловушку распространителей порнопродукции. Часто дети сами становятся участниками эротических действий, занимаясь секстингом (отправка сообщений и фото интимного характера), виртуальным сексом. Увлечение подобного рода негативно влияет на самооценку, отношение к противоположному полу, приводит к искажению представления об интимной близости, что в будущем обернется трудностями в семейной жизни.
  5. 5. Онлайн-серфинг. Бесцельное блуждание по сайтам, не приносящее пользы и удовлетворения от получаемой информации. Делает ребенка невосприимчивым к интеллектуальным занятиям, снижает усвоение им полезного материала, повышает риск попасть в поле зрения мошенников, педофилов, а также групп, пропагандирующих суицид.

Некоторые возражают, что, получая новую информацию, реализуя себя в общении, ребенок развивается, повышает уровень интеллекта, формирует мировоззрение, поэтому не видят ничего плохого в постоянном поиске новых впечатлений, из какого бы источника они не были. Это неправильная точка зрения, поскольку зависимость не бывает положительной, даже если это привязанность к чему-то интересному и полезному.

Ссылка на основную публикацию