Закон об электронных сигаретах

Закон о запрете курения электронных сигарет

Электронные сигареты находятся на пике популярности среди представителей молодежи. Е-сигареты являются альтернативой обычным табачным изделиям и, по мнению курильщиков, представляют слабую угрозу для здоровья. С 2013 года в России введен антитабачный закон, который, однако, фактически не установил запрет на изготовление и продажу электронных сигарет. Рассмотрим подробнее, был ли принят отдельно закон о парении, а если нет, то стоит ли ожидать запрета на электронные сигареты в будущем.

Есть ли закон о парении?

В стране в настоящее время действует разрешение на использование электронных сигарет в общественных местах. Единственное условие, чтобы используемый электронный гаджет не копировал дизайн обычной сигареты. Однако на рассмотрение в Госдуму уже направлен законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака», который приравняет не только электронные сигареты, но и кальяны к обычным табачным изделиям и к ним, следовательно, будут применены похожие запретительные меры.

На данный момент в Российской Федерации действует только один антитабачный Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он вступил в законную силу 23 февраля 2013 года. Закон регламентирует места, где разрешено и запрещено курить и какое наказание ждет нерадивых курильщиков, нарушивших положения настоящего ФЗ-15.

Закон состоит из 25 статей:

  • ст. 1 — объект регулирования закона;
  • ст. 2 — ключевые, используемые в законе, термины;
  • ст. 3 — закон в области защиты здоровья граждан от дыма табака и результата курения;
  • ст. 4 — ключевые принципы;
  • ст. 5, 6, 7 — обязанности федеральной службы государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • ст. 8 — осуществление общих действий органов государственной власти и местного самоуправления с организациями, занимающимися табачными изделиями;
  • ст. 9 — права и полномочия граждан в данном ФЗ;
  • ст. 10 — права и полномочия ИП и юрлиц в действующем ФЗ;
  • ст. 11 — организация, которая принимает меры для устранения отрицательного воздействия от табачного дыма и снижения его потребления;
  • ст. 12 — запрещение курения в общественных местах;
  • ст. 13 — повышение стоимости на табачные изделия;
  • ст. 14 — осуществление надзора за составом сигарет, раскрытие информации о составе и требования к упаковке;
  • ст. 15 — информирование граждан о вреде курения;
  • ст. 16 — запрещение рекламирования курения;
  • ст. 17 — предоставление медпомощи гражданам с данной пагубной привычкой;
  • ст. 18 — предупреждение нелегальной торговли табачными изделиями;
  • ст. 19 — ограничение купли продажи;
  • ст. 20 — осуществление запрета продажи сигарет лицам, не достигшим 18-летия;
  • ст. 21 — госконтроль в данной области;
  • ст. 22 — наблюдение и анализ эффективности предпринятых мер по сокращению потребления;
  • ст. 23 — наказание за нарушение действующего ФЗ;
  • ст. 24 — признание некоторых положений закона утратившими свою правовую силу;
  • ст. 25 — вступление в правовую силу настоящего ФЗ.

Последняя редакция датируется 28 декабрем 2016 годом, изменения и дополнения вступили в силу 1-го января 2017 года.

Где разрешено курить электронные сигареты?

Как указывалось выше, в будущем законопроекте хотят приравнять электронные сигареты к обычным табачным изделиям. Это повлечет за собой запрет на их потребление на рабочих местах в офисах, а также в других общественных местах — гостиницах, в гос- и соцучреждениях, магазинах и кафе, в подъездах. Запрещено «дымить» будет на пляжах, детских площадках, в транспортных средствах, аэропортах и вокзалах, в том числе и на остановках и на расстоянии 15 метров от них. Возможно региональные власти будут выделять лицам, использующим электронные сигареты, специальные места.

В настоящий же момент особых требований и запретов к местам для курения электронных сигарет не принято законодательством. Курить на данный момент можно в частной собственности, это же относится и к обычным сигаретам. Подобные электронные девайсы вырабатывают не табачный дым, а ароматизированный, поэтому запах горения не помешает других жильцам.

В действующем ФЗ-15 нет запрета на выпускаемый электронным прибором пара. Есть уточнение только о дыме, исходящем от табачного изделия. Следовательно, в подъезде дома не запрещено курить электронные сигареты.

«Генераторы пара» можно использовать и на рабочем месте, которые стали настоящим спасением для курящих сотрудников, после принятия антитабачного закона. Главное условие — нейтральный запах курительной смеси в электронных сигаретах.

На улице потреблять обычные табачные изделия запрещено и нарушивших закон граждан штрафуют. Но в случае с электронной сигаретой это не запрещено. Воздержаться от этого занятия следует только у детских площадок. Ведь, действующий антитабачный закон преследует цель предотвратить желание курить у молодежи.

В ресторанах и кафе, в гостиницах, в самолетах и поездах «генераторы пара» законом не запрещены для потребления. Однако здесь может соблюдаться собственная политика по данному вопросу и следует заранее уточнить этот вопрос у администрации.

К потреблению электронных сигарет относятся скептически. Многие считают, что они не менее вредны для здоровья курящего и окружающих, чем традиционные сигареты.

Штрафы

На сегодняшний момент законопроект о запрете использования электронного девайса не был принят. Поэтому штраф за курение электронной сигареты в неположенном месте законодательством не предусмотрен.

По действующему Федеральному закону №15 штраф налагается за потребление обычных табачных изделий. По КоАП статье 6.24 размер штрафа составит:

  • за курение в общественных местах — от 500 — 1.500 рублей;
  • на детских площадках — от 2.000 — 3.000 рублей.

Продажа сигарет несовершеннолетним лицам подразумевает наложение штрафа на организацию в размере от 100.000 — 150.000 рублей.

Однако в скором будущем положение дел может измениться, так что следует следить за принятием новых законов, регулирующих потребление электронных сигарет. К примеру изучить стоит положения ФЗ 100 «О добровольной пожарной охране».

Скачать текст законопроекта

ФЗ об электронных сигаретах до сегодняшнего времени не был принят. На территории Российской Федерации действует только один антитабачный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Скачать закон в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по ссылке.

Выявлено, что электронные сигареты пагубно влияют на здоровье человека. Используемые там вещества могут вызвать аллергию и раздражение дыхательных путей. Поэтому Минздрав принял решение законодательно запретить их употребление.

Вейперов начнут штрафовать с 1 января 2019 года

Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

В правительстве прошло совещание, на котором согласовали законопроект “О госрегулировании оборота никотиносодержащей продукции…”. В нём вейпы и кальяны фактически приравнивают к обычным сигаретам.

Вопрос ограничений для употребления вейпов и кальянов всерьёз обсуждается в правительстве уже два года. И министерства, и депутаты неоднократно предлагали законопроекты, запрещающие парение в общественных местах. Но на практике ни один из них так и не был принят. Ведомства никак не могли согласовать окончательную редакцию законопроекта, который устраивал бы всех. Как результат — до сих пор формально курить кальян и парить вейпом можно где угодно. При этом среди парильщиков немало подростков. Продавать вейп несовершеннолетним тоже никто не запрещал.

Конец этому дымному беспределу должен быть положен 1 января 2019 года. В этот день должен вступить в силу закон “О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака”. По крайней мере, в отношении этого документа министерства наконец-то пришли к согласию. Об этом Лайфу сообщил источник в правительстве. По итогам согласительного совещания чиновники представили уточнённую редакцию законопроекта.

Запрещается курить вейп в общественных местах

Фото: © РИА Новости / Евгений Одиноков

Главное новшество законопроекта — это фактическое приравнивание вейпов и кальянов к сигаретам. Дымить нельзя будет там же, где и курить. В частности, в помещениях культурных организаций и медучреждений, в школах и институтах, на спортивных объектах, в транспорте (на воздушных судах и всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения), на детских площадках и в лифтах.

Подымить на рабочем месте тоже не удастся. Вейперам придётся ходить в обычную курилку. Кстати, именно этот пункт раньше вызывал самое бурное негодование вейперов. Многие любители электронных сигарет не хотели ходить в одну курилку с обычными курильщиками. Аргумент был прост и лаконичен: не хотим травиться табачным дымом! Как ни парадоксально, но многие вейперы искренне считают, что потребление электронных сигарет куда безопаснее, чем обычных. Соответственно, если они будут ходить в общую курилку, то надышатся заодно и более опасного табачного дыма.

При этом вряд ли в большинстве организаций появятся специальные комнаты для вейперов. Не везде хватает свободных помещений, да и в процентном соотношении вейперов намного меньше, чем курильщиков обычных сигарет. В то же время справедлив и запрет на использование вейпа на рабочем месте. Некурящие сотрудники вообще не хотят дышать никаким дымом.

Читайте также:  Заменитель сигарет: виды, что выбрать

Курить вейпы разрешат только совершеннолетним

Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

Ничто так не возмущало широкую общественность, как массовое увлечение вейпом среди подростков. Практически любой ребёнок мог купить электронную сигарету или затянуться кальяном. Доходило до вопиющих историй. Известны случаи, когда родители, боясь, что ребёнок начнёт курить с одноклассниками, сами покупали своему чаду вейп. В надежде, что побалуется и бросит.

На форумах родителей подростков до сих пор можно встретить сообщения такого содержания: “Я сама подарила сыну вейп на день рождения. А что тут такого?” Эти родители искренне считают, что парение безвредно для здоровья. Чтобы развенчать этот миф и подчеркнуть опасность парения, чиновники решили прописать запрет не только на продажу вейпа, но и на вовлечение несовершеннолетних в процесс парения или курения кальяна.

— Запрещается вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления никотина способами, отличными от курения табака, путём покупки для них либо передачи им никотиносодержащей продукции или устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака.

Так что теперь, если у продавца возникнет сомнение, кому он продаёт вейп, то он обязан будет попросить паспорт. Или другой документ, удостоверяющий личность.

Некоторые виды кальянов и вейпов вообще попадут под запрет. В частности, электронные системы доставки никотина одноразового использования с общим содержанием никотиносодержащей жидкости более трёх мл.

— Запрещается розничная продажа электронных систем доставки никотина многоразового использования с объёмом контейнера для жидкости, превышающим 10 мл, — поясняется в законопроекте.

Всё под контролем

Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

Немало внимания в законопроекте уделяется и вопросам противодействия незаконному обороту вейпов и кальянов. Они включают в себя учёт производства этой продукции, её перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза и через российскую госграницу с государствами — членами ЕАЭС. Должен отслеживаться и оборот оборудования для производства вейпов, кальянов и их наполнителей.

— Проверка подлинности маркировки никотиносодержащей продукции производится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю такой продукцией визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, — гласит законопроект.

Кстати, параллельно вносятся изменения и в Кодекс об административных правонарушениях. Если станет известно, что взрослый предложил подростку подымить, то ему придётся заплатить штраф в размере 1–2 тыс. А вот если затянуться вейпом подростку предложат родители, то им грозит штраф в 2–3 тыс. рублей. За парение в неположенном месте придётся заплатить от 500 до 1,5 тыс. рублей. За продажу никотиносодержащей продукции несовершеннолетнему продавцу придётся заплатить от 3 до 5 тыс., а вот штрафы для юридических лиц — от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.

Новый закон об электронных сигаретах

Сегодня молодежь все чаще использует электронные сигареты, в отличие от обычных табачных изделий, так как распространен миф о том, что они менее вредны для здоровья. Антитабачный закон не запрещает использование испарительных смесей, но законопроект об ограничениях курения электронных сигарет уже рассматривается.

Есть ли в России закон о курении?

На данный момент на территории России существует Федеральный закон, регулирующий ответственность за курение в неположенных местах. ФЗ 15 о воздействии табачного дыма был принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года, а одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года. Последние изменения в него были внесены 28 декабря 2016 года. Федеральный закон 15 содержит 25 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения, возникающие в области охраны здоровья граждан от воздействия табака и табачного дыма, при курении, не только самого гражданина, но и при курении лиц, находящихся рядом с ним. Также закон регламентирует меры борьбы с курением.

ФЗ о животном мире читайте тут:

Краткое содержание Федерального закона номер 15 о защите и охране здоровья граждан РФ от воздействия потребления табака и табачного дыма:

  • 1 ст. – оформлена сфера регулирования закона, описан предмет, на который влияют положения закона;
  • 2 ст. – дан список понятий и терминов, используемых в законе и их определения;
  • 3 ст. – оформлены другие акты, нормативы и законы, регулирующие настоящую область;
  • 4 ст. – перечислены и описаны основные принципы и другие нюансы защиты и охраны здоровья граждан;
  • 5 ст. – дан список полномочий федер. органов, контролирующих соблюдение положений закона;
  • 6 ст. – дан список полномочий органов гос. власти, контролирующих соблюдение положений закона;
  • 7 ст. – дан список полномочий сотрудников органов местного самоупр., контролирующих соблюдение положений закона;
  • 8 ст. – оформлены способы и процессы сотрудничества описанных органов с табачными компаниями и организациями;
  • 9 ст. – перечислены и описаны права и обязанности лиц, проживающих на территории РФ для охраны и защиты здоровья окружающих;
  • 10 ст. – перечислены и описаны права и обязанности юр. лиц и ИП в области охраны и защиты здоровья граждан России;
  • 11 ст. – описаны меры и система, согласно которой действуют сотрудники органов охраны для предотвращения употребления табака гражданами и для защиты их здоровья от дыма;
  • 12 ст. – оформлен запрет и ограничения на потребление табака в определенных местах, перечислены оформленные места;
  • 13 ст. – описаны меры и система ценовой политики, согласно которой уменьшается количество потребляемого табака гражданами России;
  • 14 ст. – оформлены способы регулирования состава табачных изделий и процесс маркирования и проставления идентификационных номеров на каждую пачку сигарет;
  • 15 ст. – описаны меры информирования граждан РФ, а также просвещение молодежи в области причинения вреда сигаретами и табачным дымом;
  • 16 ст. – оформлены запреты и ограничения на рекламу табачных изделий в СМИ, телевидении и сети Интернет, описан запрет на финансирование и спонсорство развития табачных изделий;
  • 17 ст. – перечислены меры по лечению и способы помощи и поддержки граждан, являющихся зависимыми от курения и желающими пройти мед. лечение от избавления зависимости;
  • 18 ст. – способы предотвращения, запрета и ответственность за незаконное распространение сигарет;
  • 19 ст. – оформлены ограничения по количеству продаваемой табачной продукции;
  • 20 ст. – описаны ограничения и запреты на употребление, покупку и продажу сигарет детьми;
  • 21 ст. – оформлены процессы и меры осуществления контроля государством на соблюдение положений закона;
  • 22 ст. – описаны способы анализа, сбора статистических данных и оценка эффективности и развития борьбы с употреблением сигарет;
  • 23 ст. – оформлена ответственность за нарушение положений закона, наказания за преступления и виды, и способы наказаний;
  • 24 ст. – дан список утративших силу положений законодательства России;
  • 25 ст. – дата и период вступления настоящего Федерального закона в силу.

Вам будет интересно: ФЗ 402 с последними изменениями. Подробности по ссылке:

Электронные сигареты, в отличие от обычных табачных изделий, разрешено использовать в общественных местах. Запрет распространяется только на приборы, дизайн которых схож с обычными сигаретами. Однако в Государственной Думе уже рассматривается закон, согласно которому запрет будет распространяться на все испарительные смеси, кальяны и другие приборы, имитирующие курение.

О Федеральном законе №324 подробнее тут.

Где разрешено курить электронные сигареты?

Как было написано выше, на данный момент официального закона на запрет употребления электронных сигарет не существует. Но в законопроекте, который будет принят Государственной Думой, ограничения на курение испарительных смесей такие же, как при курении обычного табака.

Также ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 115 по ссылке:

Запрет распространяется на курение в общественных местах, среди которых:

  • Офисы и другие рабочие помещения;
  • Гостиницы, кафе, рестораны, места общественного питания и магазины;
  • Государственные и социальные учреждения;
  • Подъезды, остановки общественного транспорта, детские площадки;
  • Пляжи, аэропорты, вокзалы и внутри транспорта.

На данный момент требований к местам для курения электронных сигарет нет. В будущем государством будут выделены особые места, где будет позволено использовать электронные приборы.

В законопроекте оформлена информация о том, что дым от электронной сигареты не мешает окружающим гражданам, поэтому использовать прибор можно в частной собственности или в подъезде. Будет и возможность использования электр. сигарет на территории рабочих помещений, однако только если пар будет иметь нейтральный запах, не мешающий другим лицам исполнять свои обязательства. Категорически запрещено курить испарительные смеси рядом с детскими площадками, так как это негативно сказывается на здоровье несовершеннолетних и противоречит принципу мер о предотвращении желания курить у молодежи.

В других общественных местах, как рестораны, кафе и гостиницы, действуют местные правила. Поэтому если лицо хочет использовать собственный электронный прибор, ему следует обратиться к администрации для уточнения, дозволено это или нет.

Размер штрафов

Как описано выше, официального закона о запрете на курение испарительных смесей нет. Согласно этим сведениям, сотрудники правоохранительных органов или работники госорганов не имеют права накладывать штрафные санкции на граждан, использующих электронные приборы курения.

Читайте также:  Есть ли никотин в электронной сигарете

Штрафные санкции могут быть наложены на человека, курящего обычное табачное изделие. Согласно Федеральному закону номер 15 штрафы могут быть следующие:

  • В случае курения гражданином сигареты в общественном месте налагается штраф в размерах от 500 до 1 500 рублей;
  • В случае курения гражданином сигареты на детской площадке или около нее налагается штраф в размерах от 2 000 до 3 000 рублей.

Если были замечены случаи, когда какая-либо организация, компания или магазин продавали сигареты несовершеннолетним, с них будут взысканы от 100 000 до 150 000 руб.

Однако при принятии нового закона о запрете на потребление электронных сигарет могут появиться штрафы за курение электронных сигарет в неположенном месте.

Скачать текст законопроекта о запрете курения электронных сигарет

Использование электронных сигарет, согласно проведенным анализам, также пагубно влияет на здоровье человека и на здоровье окружающих людей, как и обычные табачные изделия. В связи с этой информацией в Государственной Думе рассматривается законопроект о запрете на использование исправительных смесей в общественных местах. Пока что в России действует только один антитабачный закон, но в будущем ФЗ об электронных сигаретах будут использованы такие же ограничения, как и в ФЗ номер 15. Поэтому гражданам РФ рекомендуется ознакомиться с актуальным текстом этого закона.

Скачать Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 N 15-ФЗ можно по ссылке.

В первом чтении принят законопроект, который приравнивает электронные сигареты к обычным

Следующая новость для тех, кто курит вейпы. Но рады ей будут те, кто не хочет их паром дышать. Госдума приравняла электронные сигареты к обычным. Законопроект не раз откладывали в сторону, но вот теперь он прошел первое чтение. Вейперам запрещают «дымить» там же, где и курильщикам табака, например, в кафе, на остановках и детских площадках, и вводят для них те же штрафы. Не забыли и про любителей кальяна. А еще будут новые ограничения на продажу.

Это настоящая эпидемия! На густой приторный дым со вкусом фруктов, конфет и жвачки «подсаживаются» в основном подростки, ведь купить вейп сейчас может абсолютно любой российский школьник! Пока по закону это не сигареты, а товар без возрастных ограничений, от которого, по данным американских врачей, в мире уже погибли более 40 человек. Вейп содержит ацетат витамина Е, который вызывает ожог легких.

«Это смертельные случаи; попадание в реанимацию; что говорит о токсическом воздействии данного продукта. Также еще образуются формальдегид и ацетальдегид, это вещества, продукты распада при курении данных отдушек», — говорит главный врач, нарколог Алексей Казанцев.

К сигаретам хотят приравнять любые средства доставки никотина в организм, будь то кальян, вейп или электронные сигареты. То есть ввести акцизы, убрать с витрин магазинов и продавать только совершеннолетним строго по паспорту.

Производители электронных сигарет в рекламе лукавят: якобы от их продукции меньше вреда здоровью. Согласно новому законопроекту, и реклама, и такие заявления будут запрещены. О степени вреда электронных сигарет смогут говорить только специалисты, то есть врачи. А они утверждают: даже пар из этих устройств не меньше вредит окружающим.

«Эти электронные сигареты позиционировались как изделие, которое приносит меньше вреда. И для них как бы должны были создаваться особые условия. Курить можно было в общественных местах, где нельзя, например, курить, то есть в аэропортах, в больницах и так далее», — отмечает член комитета ГД РФ по охране здоровья Николай Герасименко.

Полумрак, расслабляющая музыка, клубы дыма с приятными ароматами. Кальян в России уже давно не экзотика, а россияне, кажется, готовы сами давать мастер-классы по кальянной культуре жителям Ближнего Востока.

Но согласно нынешней редакции законопроекта, в случае если его примут в таком виде, все кальянные в России пропадут и покурить кальян можно будет лишь дома. И то не на балконе!

«Я так понимаю, что после принятия данного законопроекта в соответствии с концепцией всем нашим кальянным, как местам употребления этого дыма или что они туда добавляют, не знаю, придет полный конец на территории Российской Федерации, так?» — задал вопрос депутат ГД РФ Алексей Куринный.

«Есть ли необходимость, исходя из исторических, ментальных каких-то традиций, отдать на усмотрение региона решение вопроса о существовании кальянных как таковых? С точки зрения нынешней редакции прописанной, то кальян и ресторан, кальянные кафе несовместимы», — пояснил председатель комитета СФ РФ по социальной политике Валерий Рязанский.

Владельцы таких баров в свою защиту говорят: для курения кальяна всегда выделено отдельное помещение с мощными вытяжками.

«Когда мы строили это помещение, мы уделяли максимальное внимание, оно оборудовано специально для курительного сеанса; мощность составляет шесть тысяч кубометров, что значительно больше, чем в ресторане», — говорит сооснователь сети лаундж-баров Андрей Рыжов.

Зато снова вздохнуть спокойно смогут курильщики в российских аэропортах. С 1 июня 2013 года, когда в силу вступил нашумевший «антитабачный закон», курилки исчезли из всех аэропортов страны. Более того, даже на улице, у здания аэропорта, курить разрешалось только в специально отведенных местах. Пассажиры-курильщики, которые уже прошли регистрацию и предполетный досмотр, могли затянуться следующей сигаретой только по прилету в пункт назначения. А если рейс задерживали, то курильщики от безысходности и в нарушение всех правил отправлялись дымить кому куда подсказывала фантазия.

«Туалеты, комнаты матери и ребенка, специальные помещения для инвалидов и так далее. Это вызвало целый шквал обращений в администрации аэропортов граждан, причем и курящих, и некурящих, связанных с тем, что невозможно находиться в таких помещениях», — рассказывает исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.

Теперь, с учетом новых поправок, курилки снова установят в так называемых «чистых» зонах аэропортов. Но и тут — с учетом определенных требований.

«Комитет, в частности, поддержал поправку о том, что такие зоны должны быть отдельно выделенными помещениями, непрозрачными, с тем, чтобы избежать возможности наблюдения за курением», — поясняет депутат ГД РФ Сергей Боярский.

Меры по борьбе с курением приносят свои плоды. В 90-е Россия была в числе мировых лидеров по количеству курящих. Сегодня, согласно данным ВОЗ, наша страна на восьмом месте. Только за этот год спрос на традиционные сигареты снизился на 7%. Как минимум таких же показателей можно ожидать и с потреблением электронных сигарет.

В России может быть ограничена продажа электронных сигарет и вейпов

В Госдуме 14 февраля состоялось заседание рабочей группы по вопросу внесения изменений в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Помимо депутатов присутствовали сотрудники Минздрава, Роспотребнадзора, представители отраслевых союзов и компаний – производителей табачных изделий. Об этом «Ведомостям» рассказали представители табачных компаний и участники встречи.

Это было финальное заседание, обсуждались итоговые поправки ко второму чтению антитабачного закона, рассказал один из разработчиков поправок – первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Основная идея – унифицировать регулирование всей курительной никотиносодержащей продукции, говорит он. Инициативу продвигал Минздрав, ее же поддержал Роспотребнадзор, утверждают сотрудники двух компаний – производителей табака.

Техрегламент Евразийского экономического союза на табачную продукцию действует с 2014 г. Но с тех пор появилось очень много альтернативных курительных систем – вейпов, электронных сигарет и прочих продуктов. Эти изделия никак не регулируются, что неправильно, отмечает Рязанский.

Поправки вносят запрет на продажу всех этих систем до разработки техрегламента. Переходный период – два года. Этого времени хватит, чтобы разработать и принять новый техрегламент, считает Рязанский.

Некурительные продукты с содержанием никотина – пастилки, пэки, снюсы и проч. – должны быть запрещены, говорит Рязанский. Они могут продаваться, только если зарегистрированы в качестве медицинских изделий. Производители часто лукавят, называя альтернативные средства доставки никотина способом лечения от зависимости. Все, что связано с лечением, должно продаваться в аптеке, указывает Рязанский.

Второе чтение законопроекта должно состояться 3 марта.

Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов подтверждает: альтернативные средства курения должны регулироваться. Потребители должны знать, что это за продукт, какой у него состав, какие он несет опасности. 19 февраля комитет еще раз обсудит все эти поправки, добавляет он.

Альтернативные средства курения есть у всех крупнейших производителей табака. Например, электронные испарители никотина продают в России JTI и Imperial Tobacco (устройства Logic Pro и myblu соответственно). Американский производитель вейпов Juul Labs в 2018 г. вывел на российский рынок устройство Juul. Philip Morris International предлагает IQOS – устройство, где используется не жидкость с никотином, а табак, тлеющий при нагревании. По такому же принципу работает и устройство glo, которое продает British American Tobacco. Они же продают никотиновые пэки Lyft.

Читайте также:  Как сделать самозамес жидкости для электронных сигарет

Участники рынка уверены: двух лет отсрочки не хватит на подготовку техрегламента. Техрегламент на табачную продукцию разрабатывался и принимался в течение пяти лет, напоминает директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал тобакко» в России и Центральной Азии Илона Миртова. Электронные никотиносодержащие продукты и традиционные сигареты – абсолютно разный товар с разными характеристиками и профилями риска, отмечает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» Василий Груздев. По его словам, принятые в первом чтении в декабре поправки, на которые был дан положительный отзыв правительства, не предусматривали полного приравнивания электронной никотиносодержащей продукции к сигаретам. Сейчас же концепцию законопроекта кардинально меняют, указывает Груздев, остается ожидать заключения правительства и администрации президента на данную инициативу.

Принятие поправок означает остановку оборота любой инновационной продукции, говорит директор департамента по работе с госорганами «БАТ Россия» Олег Барвин. В России уже несколько миллионов потребителей инновационных продуктов. Всем им придется вернуться обратно к сигаретам. Также, по его мнению, запрет обернется ростом нелегальных поставок из близлежащих государств и снижением поступлений акцизов. Потери бюджета он оценивает более чем в 30 млрд руб. ежегодно.

Приравнивание альтернативных продуктов к курительным изделиям практически ставит барьер на пути их дальнейшего изучения и раскрытия потенциала для совершеннолетних курильщиков в качестве менее вредной альтернативы, соглашается вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис интернэшнл» в России Сергей Слипченко.

Представители правительства, Минздрава и Роспотребнадзора на запросы «Ведомостей» не ответили.

Уйти на перекур. Почему Минздрав правит закон об электронных сигаретах

Государственно-правовое управление президента РФ высказало свои замечания к проекту закона о регулировании электронных сигарет (копия документа есть в редакции). В заключении говорится, что к законопроекту есть существенные замечания «содержательного, процедурного и редакционного характера». Принципиальные возражения правового характера отсутствуют.

Комитет по охране здоровья официально объявил о создании расширенной рабочей группы по доработке законопроекта, которая должна была приступить к работе в январе. Но работа над законопроектом в новом году началась не с заседаний специально созданной рабочей группы и не в рамках профильного Комитета по здравоохранению. Как можно предполагать, в данный момент работа над законопроектом ведется под строгим контролем руководителя комитета Дмитрия Морозова и и. о. замминистра здравоохранения Олега Салагая.

Такой шаг идет в разрез с позицией спикера Госдумы Вячеслава Володина, который делает ставку на прозрачную работу экспертов и депутатов над текстом одного из самых резонансных законопроектов.

Замечания под елкой

В самом конце 2019 года, 27 декабря, председатель Комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов получил письмо от Государственно-правового управления президента РФ о поправках в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий курения табака». ГПУ раскритиковало законопроект Рязанского по многим пунктам.

Во-первых, в управлении указывают, что законопроект выходит за рамки «Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», того самого документа, на который изначально ссылались авторы поправок. Депутатам Госдумы предлагают голосовать за ограничения для новых типов изделий и никотинсодержащих субстанций, которые ВОЗ в этом документе не описывает. В ходе первого чтения законопроекта в Госдуме ни авторы поправок, ни их критики не заметили этого обстоятельства.

Во-вторых, отмечает ГПУ, «недостаточно обоснованным представляется и вывод в пояснительной записке (к законопроекту — ред.) об идентичной вредности (по аналогии с табаком) электронных курительных изделий, не содержащих табак и никотин». Ограничения должны затронуть вейпы и кальяны, которые в ряде случаев (или полностью) не используются для потребления никотина. При этом авторам законопроекта указывают на то, что они ссылаются на документы ВОЗ, в которых рекомендуется не приравнивать бестабачные электронные изделия к табаку, а применять «различные варианты регулирования обращения таких изделий». Более того, ГПУ прямо указывает авторам законопроекта на то, что в пояснительной записке нет ни одной ссылки на результаты конкретных исследований в России о вреде использования изделий, которые будут регулироваться законопроектом Рязанского.

В-третьих, по мнению ГПУ, поправки в законодательство написаны так, что вводят путаницу в вопрос о том, что именно они регулируют с формальной точки зрения. Предложенное авторами законодательной инициативы понятие «электронные курительные изделия» не содержит четкого определения. При этом в России есть закрепленные в налоговом законодательстве определения «электронные системы доставки никотина» и др., которые точно так же описывают предмет законопроекта Рязанского, однако в поправках не упоминаются.

Резюмируя, ГПУ ссылается на заключение Экспертного управления президента РФ о том, что новые ограничения могут и должны быть комплексными. Также должен быть проработанным набор поправок не только в антитабачное регулирование, но и в законы о рекламе, об охране здоровья, защите детей и другие.

Позиция ГПУ созвучна с официальным отзывом правительства, полученным в июле 2019 г., в котором также указывалось на необходимость внесения соответствующих изменений в КоАП и ряд других законов. Правительство также усомнилось в незатратном характере предложенных норм и попросило доработать финансово-экономическое обоснование законопроекта.

Судя по анализу предлагаемого пакета поправок к законопроекту Рязанского (копия есть в распоряжении редакции), эти замечания пока не приняты в расчет. Однако до второго чтения у комитета Морозова есть возможность их учесть.

Поправки от Минздрава

Поправки ко второму чтению законопроекта Рязанского принимались до начала января. Их набралось более 170. Работа с ними должна была перейти к рабочей группе, которую сформировали после первого чтения законопроекта: помимо вейпов, в законопроекте она должна прописать запреты на никпаки и никотинсодержащие леденцы. Однако в январе группа ни разу не собиралась, хотя работа над поправками уже шла.

В процессе обсуждения законопроекта в январе в Минздраве и в Комитете по здравоохранению ГД РФ поправки разделили на «лоббистские» и «нелоббисткие». Рабочая группа, когда она соберется, будет иметь дело с таким делением, что нетипично для текущей практики парламента. Традиционно сам профильный комитет формирует два списка: «на принятие» и «на отклонение». Они и обсуждаются перед вторым чтением. В этот раз предварительная работа, как можно предполагать, была проведена силами Минздрава до всех общих обсуждений.

Отзыв правительства от 2019 года, замечания ГПУ и специалистов могут быть рассмотрены на комитете перед вторым чтением. Но с учетом правок Минздрава, видимо, касаться они будут только «нелоббистской» части. Оперативность, с которой чиновник и глава комитета проработали поправки, может объясняться только нежеланием учитывать поправки депутатов от «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России». У них есть замечания к законопроекту Рязанского, аналогичные замечаниям в письме ГПУ Морозову. Не высказались пока только представители КПРФ. Если их учитывать, то работа над документом затянется, однако, как можно предполагать, Минздраву нужны успехи в работе уже весной этого года. В прошлом году была утверждена скорректированная «Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 года и дальнейшую перспективу». В этом году, как следует полагать, чиновники хотят показать, как депутаты поддерживают ее делом.

Реакция на законопроект

Если опираться на опросы общественного мнения, то сами курильщики и те, кто выбрал парение, не поддерживают такую скорость принятия новых ограничений. В ноябре 2019 года ВЦИОМ опросил пользователей электронных сигарет и вейпов об их отношении к будущим запретам. Впервые стала понятна модель потребления: 98% вейперов ранее курили обычные сигареты, и только 2% не курили совсем. Половина пользователей объяснила переход на электронные устройства меньшим вредом для здоровья (49%).

Более половины всех опрошенных (59%) ВЦИОМ уверены, что вейпинг нельзя приравнивать к табакокурению. Продажа и использование устройств, по их мнению, должны регулироваться отдельно. 17% считают, что они вообще не нуждаются в регулировании. Но 84% респондентов поддержали полный запрет на продажу электронных сигарет несовершеннолетним.

Социологи спросили россиян, что они будут делать, если введут запреты и ограничения на парение. 54% совершеннолетних респондентов не откажутся от вейпов. Полностью бросить попытаются лишь 13%. Столько же в первый день запрета купят обычные сигареты. Последнее обстоятельство — серьезный риск для Минздрава, который считает снижение курения и потребления алкоголя своими главными победами.

Из опроса ВЦИОМа также следует, что половина курящих россиян (48%) хотела бы знать о вариантах регулирования вейпинга и принимать участие в общественном обсуждении. Чуть меньше (39%) не готовы дискутировать, но тоже желают получить всю информацию о предстоящих ограничениях. А вооружившись информацией, 48% пользователей электронных сигарет намерены отстаивать свои интересы в случае неприемлемых для них запретов.

Общественные слушания по законопроекту Рязанского в Госдуме пока не проводились.

Ссылка на основную публикацию